Аферисты нашли способ законно попасть на территорию ЕС и заработать на согражданах

Мир постепенно выходит из локдауна. Но путешествовать украинцам пока еще трудно. Выбор стран для поездок ограничен несколькими десятками, большинство из которых далеко за пределами нашего континента. В то время как страны ЕС, несмотря на безвиз, остаются по-прежнему закрыты для наших соотечественников. Тем временем предприимчивые аферисты уже нашли способ законно попасть на территорию ЕС и даже подзаработать на согражданах, желающих покинуть Украину.

«Нужны паспорт, авто и 100 евро»

Пандемия коронавируса и последовавший за нею карантин фактически ликвидировали безвиз с ЕС для украинцев. Теперь, вместо поездок «на кофе» в Вену или Будапешт, все, на что могут рассчитывать украинцы, это поездки «на поля». Но это только на первый взгляд. На самом деле, как оказалось, в Украине уже функционирует целая инфраструктура из предприятий, которые за 100 евро помогают украинцам оформить документы для успешного выезда в Евросоюз.
«Если вам срочно нужно в Европу и вы готовы ехать своим транспортом, то мы знаем, как это сделать», — завлекают клиентов на сайте одной из таких компаний. Чтобы выяснить подробности, звоним по указанному номеру. «Мы делаем документы на въезд в Европу.

 Документ на машину с водителем стоит 100 евро, плюс — по 50 евро за каждого следующего пассажира. Если вы едете с семьей из четырех человек, то за всех — 250 евро», — сказал нам собеседник.

 По его словам, за эти деньги компания подготовит приглашение от работодателя из Эстонии. «Все это делается через трудовые договора. То есть мы вам предоставим путевой лист и все рабочие документы, необходимые для въезда в ЕС. А дальше вы можете ехать куда хотите на протяжении 90 дней. Даже в Эстонию не обязательно заезжать», — уточнили на фирме.

 Все, что требуется для заказа пакета документов, — техпаспорт на автомобиль и загранпаспорта каждого из пассажиров. «У нас есть офис в Киеве, можете подъехать и оплатить тут. Если вы из другого города, можете выслать документы на электронную почту, оплатить на карту, а документы мы вам вышлем по «Новой Почте», — консультирует собеседник.

 По его словам, такой схемой на протяжении всего карантина пользуются перекупы «евроблях». «В идеале эта тема делается для того, чтобы вы могли въехать в ЕС, а дальше можете делать там что угодно. Главное не хулиганить. Многие интересуются поездкой с целью покупки машин. То есть приехали, купили авто, пригнали в Украину, продали и так далее. Но если вы за 90 дней сможете найти работу, то работодатель может сделать вам рабочую визу либо другие документы, чтобы остаться на дольше», — сказали нам в компании.

Впрочем, это далеко не единственная фирма, предоставляющая подобные услуги. На просторах интернета нам удалось отыскать еще как минимум два подобных предложения. Правда, в этих двух случаях фирмы, которые оформляют приглашения на работу, зарегистрированы в Польше. Но, на стоимость документов это не влияет.

Есть риск получить штраф или срок

 Как говорит президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник, такие схемы, действительно, имеют место быть. «Тот документ, о котором идет речь, называется «освядчение» — протокол о намерении двух сторон.   Работодателя — взять к себе на работу сотрудника, а сотрудника — приехать и приступить к работе на обусловленном предприятии. При этом такое освядчение регистрируется в местном фонде труда или службе занятости. Действительно, есть компании, которые сегодня торгуют такими документами. А люди, которые покупают их, делают это, как правило, только с одной целью — чтобы выехать за границу. А работают они потом легально или нет — это большой вопрос. Например, в Польше, по разным оценкам, только 50% украинцев работают легально», — сказал Воскобойник.

 При этом он отметил, что если человек приезжает в одну из стран ЕС по приглашению работодателя, то и работать он имеет право исключительно на территории той страны.

 «Если человек хочет поехать в Чехию или Германию, то это будет зависеть от ограничений, которые действуют в данный момент на территории ЕС. А эти правила меняются чуть ли не каждые две недели. Сейчас те люди, которые находятся на территории Польши, могут спокойно путешествовать автомобилем по ЕС. Но, главное, чтобы они прошли карантин. В противном случае есть риск быть задержанными на одном из мобильных пунктов проверки на дорогах. И если окажется, что люди не прошли карантин в месте, которое они указали в документах, то в Польше их оштрафуют на 30 тыс. злотых (почти $8 тыс. ). А если они заболеют и заразят кого-то, то могут получить тюремный срок от шести-восьми лет, так как будет считаться, что они подвергают граждан опасности», — сказал Воскобойник.

 При этом, по его словам, несмотря на карантинные ограничения, только в мае в Польшу вернулось 110 тыс. украинцев. Приблизительно такая же цифра была и в июне.

 «То есть можно сказать, что за два месяца в Польшу вернулось то же самое количество украинцев, которое выехало оттуда во время жесткого карантина в период с 13 марта по 15 мая (245 тыс. человек). И спрос остается высоким. «На сегодняшний день миграционный поток из Украины ограничивается только одной вещью — это наличие карантинных ограничений в тех странах, в которые планируют ехать украинцы. А также наличие обязательного двухнедельного карантина, который человек проходит за свои деньги. Если говорить про Польшу, то туда украинцы могут заезжать по приглашению работодателя плюс биометрический паспорт без наличия рабочей визы. Но этот срок ограничивается 90 днями. А из этих трех месяцев человек тратит две недели на карантин. Именно это пока отталкивает украинцев от массового выезда на заработки», — говорит Воскобойник.