Когда мы говорим “у него казацкое здоровье”, то подразумеваем, что этот человек крепкий, сильный и никакая хворь его не берет. Как этого достигали казаки? Что бы они делали, если бы в их времена случилась эпидемия коронавируса? Какими секретами обладала казацкая медицина?

Об этом “Вестям” рассказал Александр Притула, президент Всеукраинской федерации национальных единоборств “Спас”, доктор философии в области педагогики, автор книг о боевой культуре украинского казачества

О феномене казацкого здоровья

Во-первых, давайте разберемся, какими были люди, которые добирались до Сечи. Пройти пешком 500–700 километров и сейчас непростая задача. А в те времена можно было попасть на людоловов, харцызов, можно было встретить медведя, волка. Так что дорога на Запорожскую Сечь была очень сложным квестом, во время которого происходил естественный отбор. В итоге добирались самые сильные, выносливые, смелые и смекалистые.

Во-вторых, на Сечи просто так казаком не становились. Нужно было, согласно сведениям историка Яворницкого, соответствовать следующим требованиям. Кандидат в казаки должен был быть неженатым, православным, владеть украинским языком, дать присягу сечевому братству на верность. И только в таком случае его допускали к обучению, которое длилось на Сечи пять-семь лет. Только сдав после него экзамен, можно было себя называть запорожским казаком.

Что это было за обучение? Андриан Кащенко в своем произведении “Рассказ о славном войске запорожском низовом”, основанном на полученных им от старых казаков сведениях, описал, как обычно проходил день запорожских казаков.

Просыпались они до восхода солнца и шли купаться. Причем делали это в любое время года. После этого молились и занимались своей одеждой, амуницией. Это была своеобразная разминка. К примеру, казак, который чистил саблю, мог ею махнуть раз-другой. После этого шли в церковь, на утреннюю молитву. Затем — завтрак.

Еда была простая. Основу составляли каши, вторым хлебом была рыба. Ели много зелени, чеснока, лука. Мясо на столе было очень редко, а вот сало, наоборот, часто.

После завтрака упражнялись с оружием, стреляли из лука. Перед обедом снова шли в церковь. После обеда выезжали за Сечь и там скакали на конях, боролись, разучивали новые приемы рукопашного боя и байдыкували. Это сейчас слово приобрело негативную окраску и означает ничегонеделание. На самом деле оно произошло от имени известного казака — Байды Вишневецкого, который прославился своим умением стрелять из лука. И “байдыкувать” означало, условно говоря, то же, что сейчас — играть в войнушку. Казаки дурачились, могли, стоя на коне, прострелить брошенную вверх шапку. Но именно в таких играх очень хорошо оттачивались их боевые навыки.

После тренировки они шли на вечернюю молитву, потом ужинали, а после наступало время отдыха. Отдыхали они активно. Кто танцевал гопак, кто играл в карты, кто пел и т. д.

Таким образом, в день у казаков было 15–17 часов активного движения. Они четыре раза в день молились — это огромная духовная подготовка. Ежедневное купание — это закаливание. Рациональное простое питание. Все это было основой крепкого иммунитета казаков, высокого уровня здоровья, благодаря которому многие из них доживали до ста и больше лет. Например, в те времена, когда в Европе или России долгожителем считался человек, достигший 50-летнего возраста, при последнем кошевом атамане Запорожской Сечи Калнышевском почти вся старшина прожила более ста лет. Есть исторические сведения, что в Очаковской битве принимали участие казаки, которым было больше 80 лет. Один из них даже участвовал в рукопашном бою.

Об алкоголе и курении

Иногда можно услышать мнение, что на Сечи было распространено пьянство. На самом деле это далеко не так. Алкоголь казаки употребляли, но совсем в небольших количествах и с определенными целями. Например, во время похода на чайках повара давали им вместе со стаканом воды ложку самогона. Благодаря этому не так хотелось пить. Тех же, кто не мог сдержаться и выпивал весь алкогольный стратегический запас, топили. Еще и плевали при этом, проклиная. Это расценивалось как страшное преступление, потому что пьяница мог обречь своих побратимов на мучения из-за жажды.

Что касается курения, то казаки, конечно же, курили трубку. Но это была не вредная, а полезная привычка. У каждого на поясе висело несколько кисетов с разными травяными смесями. Например, когда кто-то стоял на страже, то курил полынь. Она не только убивает паразитов, но еще и дерет горло и, что называется, раскрывает глаза. Благодаря этой “носогрейке”, так на Сечи называли трубку, казак мог долго продержаться, не смыкая глаз. Если хотели расслабиться, курили мяту.

О борьбе с эпидемиями

В исторических документах описан случай, когда на новую Камянскую Сечь, что на Херсонщине, пришла эпидемия чумы. Тогда молодых казаков вывезли в степь, окопали их лагерь, окоп посыпали серой и подпалили — чтобы чума не прошла. И месяц они были на таком карантине. А старые казаки, которые остались на Сечи, намазали себе чубы и волосы на теле дегтем. Благодаря таким мерам чума обошла Сечь стороной. Заболел всего один человек, да и то, он упал с коня и вывихнул ногу. Об этом записано в архиве. И это подтверждает тот факт, что казаки очень ревностно относились к здоровью каждого. Ведь на тот момент бумага и чернила стоили очень дорого, и писари записывали только самые значимые факты.

О методах казацкой медицины

Наши предки знали всего 13 болезней. Среди них, например, глуханя (отбирала слух и речь), грызачка (болезнь сердца), очниця (болезнь глаз), пропасныця (горячка). Как правило, применялось то лечение, которое позволяло максимально быстро выздороветь. Например, вот так лечили лихорадку. В огонь засыпали травы (полынь, чабрец и другие) и над ним выпаривали шкуру волка. Затем заматывали в нее больного. Давали ему выпить “михайлик” водки, в которую добавляли древесный уголь (сорбент, который вытягивал токсины) и селитру (содержит азот, который ощелачивает организм). После этого человека укладывали возле костра и начинали вокруг него петь песни и танцевать. Благодаря этому больной входил в транс. В том, что звук и определенный ритм могут лечить, можно убедиться на примере колокольного звона. Когда его слушаешь, может, к примеру, пройти головная боль. Уже на следующее утро после такой экспресс-терапии человек просыпался здоровым.

Также в казацкой медицине активно использовалось лечение глиной. Занимались им глинюки. Они знали, какой вид глины поможет, например, при растяжении в суставах, а какой — снимет мышечное напряжение и подарит энергию. В Запорожской области до сих пор есть озеро, где казаки перед походами набирали специальную серую глину. Она не только лечила раны, но и придавала силы. Что особенно было кстати, например, при походах на чайке, когда нужно было долго грести.

Активно использовали в казацкой медицине и растения. Из них готовили травяные смеси, настойки. Любили топтать ряст — танцевать на траве. Это была отличная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, которые, как правило, вызываются венозным застоем. Когда человек сильно и быстро топает пятками по земле, хорошо разгоняется кровь. Кстати, на основе этого метода академик Александр Микулин придумал свою вибрационную гимнастику.

Была и иппотерапия — лечение лошадьми. Когда казак чувствовал, что заболевает, садился на коня без седла, тот прогревал его своим телом, делился своей энергией.

Среди целителей было много характерников. Хара — с санскрита это слово переводится как “внутренняя сила”. Таким образом, характерники — люди, которые ее имели. Каждый имел свою специализацию. Например, были галдовники — они умели заговаривать. Верещаки выгоняли болезнь криком. Шептуны — вышептывали хворь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *