Шикарный опыт бери и делай: Как делают дороги на Западе

В данном материале расматривается опыт Чехии, которая как и Украина вышла из социалистического лагеря - geocells 04

В данном материале расматривается опыт Чехии, которая как и Украина вышла из социалистического лагеря

Во первых в Чехии запрещены подряды. Дорогу делает только та фирма, которая выиграла тендер. То есть нельзя выиграть тендер и потом перезаказать укладку асфальта в другой фирме.

2) Дороги разделены на 4 класса (категории). Соответственно каждой категории присваивается гарантия. Если дорога развалилась — фирма ремонтирует дорогу за свой счет.
1. Пешеходные дорожки в парках, скверах, придомовые дорожки — 5 лет.
2. Сельские дороги и другие малонагруженные дороги — 7 лет.
3. Региональные дороги, соединяющие города — 8 лет.
4. Федеральные, высоконагруженные дороги — 10 лет.
3) Фирмы имеют классность от 1 до 4, соответственно категориям дорог.
Строительство и ремонт дорог — деятельность попадающая под лицензирование. Чтобы получить лицензию фирма должна иметь на балансе оборудование (т.е. свое оборудование) плюс определенную численность персонала, в т.ч. обученного, с дипломами.

Все начинают с 1 класса, т.е. все новые фирмы имеют право делать только дорожки в парках. Повысить классность можно только после успешного прохождения гарантийного срока. Для увеличения классности, фирме необходимо докупать оборудование и нанимать дополнительный персонал. Если в течении гарантийного срока дорога разваливается — фирма обязана отремонтировать дорогу за свой счет.

В случае когда дорога разваливается — фирму могут не повысить в классности а то и вовсе понизить, либо вообще отобрать лицензию и занести в черный список. Фирмы дорожат лицензией и классностью, т.к. если они схалтурят — у них больше не будет заказов.

Дорожносторительные фирмы как правило старые, им по 20-50 лет. В тендерах основное значение имеет цена и гарантия, фирма может только увеличить государственный гарантийный срок.

Скажем вместо 5-и лет назначить 7 лет.

Примерный состав компаний, в зависимости от класса дороги, на ремонт которой они претендуют:


1 класс — 1 каток 5 человек.

2 класс — 2 катка, грейдер, скреппер, асфальтоукладчик, утилизатор, 15 человек.

3 класс — 3 катка, 2 катка с вибрацией, грейдер, скреппер, 2 асфальтоукладчика, 2 утилизатра, 30 человек

4 класс — 5 катков, 4 катка с вибрацией, 2 грейдера, 2 скреппера, 4 асфальтоукладчика, 4 утилизатора 60 человек.

4) Общественный контроль.

За укладкой дороги следят 3 сторонних наблюдателя: один от местного самоуправления, второй от местного автомобильного союза, 3-й от дорожного профсоюза. Каждому представителю выдают протокол, и если хотя бы одному представителю обоснованно не нравится как уложена или отремонтирована дорога — фирма обязана этот участок переделать за свой счет.

5) Дороги строятся и ремонтируются летом, фирмы следят за прогнозом погоды. За укладку асфальта в дождь — лицензию отбирают.

6) Ямочный ремонт если и имеет место быть — допускается исключительно как временная и вынужденная мера. Выгрызание ямок и заделка их асфальтом должны быть сделаны за один день.

При этом стенки и дно ямки в старом асфальте разогревают специальной горелкой, чтобы новый асфальт лучше прилип к старому.

Через несколько недель участок дороги с заплатками полностью ремонтируют, сдирая асфальт до щебенки и укладывая новый. Стыки старого и нового участка прогревают специальной горелкой до пластичного состояния, чтобы не было заметно границы.

7) Во время ремонта дорогу перекрывают полностью. Автомобилисты пользуются дублирующими трассами, их там много