Археологи, возможно, обнаружили деревню, где, как говорят, Иисус появился после того, как он был распят.

Корреспонденты ИА «Экспресс-Новости» напоминают читателю, что, согласно Евангелию от Луки, после распятия Иисуса двое его учеников пошли в деревню Эммаус.

По дороге в деревню рядом с ними прошел незнакомец и спросил, что произошло в Иерусалиме? Только когда они достигли Эммауса и остановились на обед, незнакомец открыл, что он был Иисусом. Во всяком случае, именно об этом говорится в этой библейской истории.

Несколько подсказок указывают на то, что Кириаф-Иарим как раз и является Эммаусом. Например, в Евангелии от Луки говорится, что Эммаус находится «в 60 стадиях» от Иерусалима, расстояние примерно равно 13 километрам, отделяющим Кириаф-Иарим от Старого города Иерусалима.

Об этом также пишут Исраэль Финкельштейн, почетный профессор Института археологии в Тель-Авивском университете в Израиле, и Томас Рёмер, профессор библейских исследований в Коллеж де Франс.

Недавние раскопки в Кириаф-Иариме также обнаружили ряд укреплений, которые были отремонтированы в первой половине второго века до нашей эры.

И, согласно Книге Маккавеев, Империя Селевкидов (империя, управляемая одним из потомков Александра Македонского) контролировала большую часть региона, укрепляя несколько мест, в том числе Эммаус.

Раскопки показывают, что эти укрепления в Кириаф-Иариме были отремонтированы около 2200 лет назад, и это событие описывается в Книге Маккавеев.

Эммаус был одним из мест, которые упоминались как укрепленные в то время. Между тем, исследователи не могут быть полностью уверены, что Кириаф-Иарим — Эммаус, а не еще одно место, укрепленное Селевкидами. Но тот факт, что это место находится в 60 стадиях от Иерусалима, подтверждает это предложение. Кроме того, другие места, упомянутые в Книге Маккавеев, которые укрепили Селевкиды, не очень хорошо соответствуют Кириаф-Иариму.

С другой стороны, керамика, найденная в Кириаф-Иариме, позволяет предположить, что это место было заселено примерно в то же время, когда, как говорят, Иисус жил. Это означает, что там была бы активная деревня, которую могли бы посетить ученики Иисуса, и где Иисус мог бы появиться.

Исследователи пишут, что существуют проблемы с идеей, что Кириаф-Иарим — Эммаус. Например, археологи отметили, что между именами Кириаф-Иарим и Эммаус не существует языковой связи. Кроме того, другие места имеют незначительные связи с Эммаусом: историк четвертого века по имени Евсевий писал в своей книге «Ономастион», что Никополис — Эммаус. А вот Иосиф Флавий, историк, живший в первом веке, писал, что римские солдаты в отставке поселились в Эммаусе, который, как он утверждал, находился всего в 30 стадиях от Иерусалима, в месте, расположенном недалеко от Калунии (деревни, которая не была заброшена до 1948 года).