Простыми словами: если прикрыть на границе контрабандную дверку, государство запросто обошлось бы без пресловутых кредитов МВФ, подняло бы инвестиционную привлекательность, развило производства и сократило отток рабочей силы в “села побогаче”. Объемы контрабанды в Украине по разным оценкам составляют от 175 до 250 млрд гривен в год. На фоне суммы внешнего займа в 5 млрд долларов за последние пять лет, эти суммы выглядят весьма внушительным экономическим потенциалом, который, увы, используется сегодня как источник теневых потоков. Об этом говорится в материале «Вестей».

Два оборонных бюджета

Последние пять лет тема контрабанды неизменно остается источником политического хайпа. Каждое новое правительство заявляет себя в качестве рьяных борцов с коррупцией и схемами на таможне. Первые несколько месяцев после подобных заявлений на таможне показательно задерживают крупные партии, снимают с должностей начальство и рапортуют о приросте бюджетной прибыли от таможенных сборов. Но как только дело близится к выборам, о заявленных намерениях политики благополучно забывают.

“Исторически так сложилось, что теневые потоки таможни являются источником политической коррупции в стране. Прибыль от контрабанды традиционно направляется на обеспечение лояльности, решение политических вопросов и финансирование партий власти. Так или иначе, это очень масштабный источник, от которого непросто отказаться. 200 миллиардов гривен — это два оборонных бюджета страны. Эти деньги могут обеспечить решение практически любых вопросов”, — объясняет положение вещей политолог Андрей Золотарев.

Но пока “черная касса таможни” решает вопросы частные, а не государственные, тем самым ослабляя международный политический и экономический потенциал страны.

Схемы и “схемочки”

По большому счету, у контрабандистов — строго ограниченное законом поле для маневров. Пробелы в законодательстве и несовершенство системы контроля породили около десятка прибыльных вариантов провоза товаров в обход пошлин и сборов. 

Самая известная из них — так называемые “пиджаки”, когда через границу провозятся крупные партии товара, но перед пунктами пропуска их разбивают на небольшие. Это позволяет курьерам провозить товары на правах физлиц, без уплаты таможенного сбора. После КПП, провезенный курьерами товар грузится в фуру и отправляется в торговые сети.

Пиджаками” часто работают дети. Ведь они также имеют права провозить определенный объем грузов без пошлин (500 евро на одного человека)”, — объясняет нам на правах анонимности таможенный брокер, хорошо знакомый с вариантами работы контрабандистов.

По его словам, решить проблему пиджаков можно было бы, установив предельную частоту провоза товаров физлицами и запрет на подобные льготы для лиц, не достигших 18 лет.

Еще один популярный вариант — подмена в пределах товарных групп. 

В этом случае элитные, брендовые вещи, к примеру, парфюмерию или одежду, везут под видом масс-маркета или вообще секонд-хенда. Это снижает расходы на пошлины. И в Украину по такой схеме везти “элитку» — совершенно безопасно. Хотя в Европе за торговлю подделками условных Gucci и Louis Vuitton можно схватить сумасшедшие штрафы, которые разорят и обанкротят любого контрабандиста”, — объясняет наш источник.

Эта схема стала возможной только потому, что у украинских таможенников практически полностью отсутствует сотрудничество с коллегами за рубежом. Это, а также отсутствие специальных сканеров на границе, не позволяет отследить происхождение грузов и их реальную стоимость, всего лишь расшифровав штрих-коды на упаковках.

Почтовая контрабанда — это вариация на тему “пиджаков”, когда в посылках на разные адреса и паспорта отправляются огромные партии товара, которые формируются в партии и идут на продажу.

Также используются схемы прерванного транзита, когда груженая фура должна по идее ехать из Литвы в Казахстан, а вместо этого зависает в Украине и не платит ввозные пошлины на границе. Это работает только потому, что у нас нет взаимодействия с партнерами за границей. Наши таможенники не отслеживают дальнейшие маршруты транспорта, — объясняет финансист Денис Мавричев. — Схемщики занижают вес, везут под видом пустого кузова груженые машины. Ну и конечно, нельзя забывать о “чистой контрабанде”, которая в основном касается сигарет и спирта. В Закарпатье сегодня каждый второй дом — это своя таможня”.

Новая команда — старые лица

Назначение Макса Нефедова на должность главы Таможенной службы могло бы показаться лучом света в царстве контрабандистов. Но только в том случае, если не анализировать бекграунд, с которым он попал на должность главы таможни.

«Нефедов — человек Пинчука, также он имеет тесные связи с группой Сороса в Украине. Эти связи были отслежены еще во время его работы в Минэкономразвития. Кроме того, у Нефедова есть мощные связи с украинским сегментом мирового ЛГБТ-сообщества, которое также имеет мощное влияние на многие процессы и недооценивать эти связи нельзя,- говорит политолог Николай Спиридонов, — логично, что любой из его лоббистов может получить определенные преференции на границе. И здесь ясно, что борьба с контрабандой полумерами не решится. Либо контрабанда закрыта для всех, либо ни для кого». 

По словам Спиридонова, Пинчук вполне может требовать определенных «льгот» на границе при транспортировке трубопроката и металлов. В политической части Пинчук работает в связке с партией «Голос» и на нее, а также на обслуживание «Слуги народа» в Раде, может направляться часть финпотока от контрабанды.

Кроме того, помещать бороться с теневыми потоками Нефедову могут еще два фактора.

«Во-первых, у него отсутствует опыт и понимание специфики работы таможни. Во-вторых, он должен понимать, что сейчас контрабанда «кормит» целые города, к примеру, на западной Украине. И любые попытки закрыть ее, встретят отчаянное сопротивление населения», — уверен Спиридонов.

Также определенные проблемы могут возникнуть и в кадровых вопросах, учитывая тот факт, что кандидаты на хлебные должности, скорее всего будут взяты из окружения группы Сороса, Олигарха Пинчука, а также зеленой команды «квартала», которая вряд ли упустит контроль над таким хлебным местом как таможня.

Детали назначений и решулировки кадрового состава службы уже вызывают массу вопросов.

Надо понимать, что как бы ни мела новая метла, любой уволенный таможенник, который находился при хорошей должности,  через полгода восстанавливается через суд. Отвадить от кормушки старую гвардию не так-то просто и Нефедов в данном случае не исключение”, — говорит политолог Андрей Золотарев.

Заместитель председателя общественной организации «Всеукраинская люстрация» Александр Аронец недавно опубликовал подробности кадровой политики, которая наглядно демонстрируют, что “старая гвардия” никуда с таможни уходить не собирается и контролирует ее вовсе не сам Нефедов, а уездные “князьки” вроде одесского бизнесмена Вадима Альперина.

Во время визита в Одессу президент дал указание уволить некоторых местных таможенных начальников, от которых давно хотел избавиться… Президенту подсунули туфту. В результате «чистки» Альперин просто расставил на постах своих людей, сняв ряд сотрудников, направленных в Одессу из Киева для борьбы с тем же Альпериным«, – пишет он на своей странице в Фейсбук.

Также Аронец намекнул на то, что Нефедов явно просчитался и с нынешним и.о руководителя Одесской таможни Владимиром Передерием, который может работать в связке с Альпериным. 

В то же время во время визита в Одессу главы государства, руководство Одесской таможни озвучило фамилии “пешек”, которые якобы крышуют схемы. “Пешек” отстранили, но на доске остались более сильные фигуры… 

В отстраненной пятерке среди мелких рыбешек был снят очень непростой человек, Сергей Каширин, и.о. начальника поста «Одесса-центральный». Это ключевой пост на Одесской таможне, генерирующий 80% всего коррупционного кэша и, собственно, схем. Контроль этого поста – «золотой ключик» ко всей контрабанде в Одессе. Каширин сидел на нем много лет и сбить его было нереально. Он дружил и работал со всеми. Ставший и.о. Начальника Одесской таможни Передерий не имел на него влияния, поэтому сбить Каширина для Альперина было делом №1. И это удалось”, — объясняет подноготную увольнения журналист Евгений Плинский.

Нужна отмашка с Банковой

Эксперты уверены, победить контрабанду, несмотря на все сложности, возможно. Международный опыт это доказывает. Но для этого полумеры не подойдут. Нужна жесткая позиция руководства страны.

Победить контрабанду можно, допустим, по косовскому сценарию, когда на границу просто зашли британские таможенники и навели там порядок. Надо понимать, что эту проблему невозможно устранять частями. И политическая воля в данном случае должна исходить от президента. Нефедов сам по себе, каким бы профессиональным он не был, ничего не решит”, — говорит Золотарев.

Разумеется, для того, чтобы победить “гидру” контрабанды нужен комплекс мер. Как минимум, эксперты считают критическим принятие нового Таможенного кодекса, усиление контроля на пунктах пропуска и создание корректной вертикали работы таможни, когда рядовой сотрудник будет получать достойную зарплату, а не тянуться за взяткой, часть которой занесет своему руководителю. 

Даже при наличии политической воли убрать чёрные схемы контрабанды, оставив лишь подконтрольные серые, побороть это явление нельзя, так как невозможно быть немного беременной… Должна быть полная нетерпимость к любым схемам контрабанды и коррупции. Вторая причина — это легкость и безопасность продажи контрабанды. В странах ЕС с контрабандой борются не тройными заслонами на границах, а высокими рисками перевозки внутри страны, хранения на складах и главное розничных продажах”, — уверен член набсовета Украинской рады бизнеса Александр Громыко

По словам Громыко, “бедный таможенник” слишком дорого обходится сегодня государству.         

Нефедов это хорошо понимает, а потому одной из первых своих задач он видит поднятие зарплаты таможни до уровня, которые получают в ГБР и НАБУ. После этого можно говорить о замене старого состава таможни на новых и честных”, — уверен Громыко.

На сегодня ситуация в Государственной таможенной службе снова выглядит как очередная неудачная попытка доказать собственную полезность. Удивительно, но в данном случае рыба гниет не с головы и, похоже, что начинать надо с разрушения схем на местах и ликвидации руководителей, которые “крышуют” эти схемы из Киева.

Надежда на Нефедова сегодня есть. По моим данным, за последний месяц в Киев перестали поступать оккупантские сумки с наличкой от таможни. Значит, власти пока удается обойтись без них. Вместе с тем, мы видим молчаливый протест таможни против честной работы, когда на венгерской границе людей в автомобилях маринуют по 8 часов, демонстрируя, что будет, если соблюдать все правила и нормы при пропуске на КПП”, — говорит Андрей Золотарев.