Предстоятели УПЦ КП и УАПЦ параллельно обратились с письмами к Константинополю, признавая, что согласны не выдвигать свои кандидатуры на пост главы новосоздаваемой автокефальной украинской церкви. Параллельно из письма Филарета следует, что он был бы не прочь сохранить влияние. В то же время, Банковая начинает свою игру, созывая встречу президента с епископатом УПЦ, дабы придать новой структуре максимум законности. Поможет ли, вопрос – у Константинополя могут быть свои виды на процесс в Украине и, не исключено, что церковь, создаваемая с таким трудом, будет вполне независимой… от самой Украины и украинского духовенства, пишут «Вести»

Филарет и Макарий отреклись от руководства автокефальной церковью

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР

Источник из близкого круга митрополита Макария (УАПЦ) подтвердил «Вестям», что глава Украинской Автокефальной церкви отправил письмо патриарху Константинопольскому Варфоломею, в котором отметил, что он не собирается выдвигать свою кандидатуру на пост Предстоятеля церковной структуры, которая может быть создана по итогам проведения собора епископов УПЦ КП, УАПЦ и части УПЦ МП в конце ноября. Более того, Макарий акцентировал внимание на том, что ни один из представителей епископата этих церквей не обладает должным авторитетом и возможностями, чтобы претендовать на избрание главой Православной церкви в Украине. Поэтому глава УАПЦ попросил патриарха Варфоломея определить единственным кандидатом на должность главы новой церкви представителя из числа иерархов Константинопольского патриархата (сегодня самые большие шансы на выдвижение — у архиепископа Иова (Гечи) и экзарха Даниила (Зелинского). Епископы УАПЦ в полном составе поддержат кандидатуру Варфоломея.

При этом источник «Вестей» в УАПЦ подчеркнул, что ситуация усугубляется за счет нежелания предстоятеля УПЦ КП, патриарха Филарета упускать власть из рук. Он сказал, что в УАПЦ знают о том, что Филарет также отправил на Фанар (район в Стамбуле, где находится резиденция Вселенского патриарха Варфоломея) письмо с соответствующими предложениями. Во-первых, глава УПЦ КП отметил, что готов снять свою кандидатуру на должность главы новой церкви. Однако взамен, учитывая его заслуги перед украинским народом, он попросил, чтоб собор признал за ним титул «почетного патриарха» этой структуры, закрепил за ним пост главы Священного синода новой церкви, а также избрал главой этой церкви патриаршего наместника УПЦ КП — митрополита Епифания. «Это креатура Филарета, его протеже и ученик – в случае его избрания Филарет сохранит свое влияние, повторив ситуацию начала 90-х, когда в отколовшейся УПЦ КП на главной роли был патриарх Владимир (Романюк), но фактически церковью управлял Филарет», — пояснил «Вестям» религиовед Алексей Смирнов.

Также Филарет жаждет, чтобы в тексте итогового документа собора была отражена «его личная важная роль в процессе создания в Украине автокефальной церкви», — пояснил наш собеседник. Тем самым, по его мнению, Филарет преследует две цели. Первая — «навечно» закрепить за собой статус главного морального авторитета в украинской церковной среде. Вторая — аппаратно обыграть Фанар, де-факто установив свой личный контроль над всеми важными административными структурами нового объединенияю

КАНДИДАТЫ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Хотя, как утверждает источник «Вестей» из УАПЦ, все эти телодвижения могут быть и бессмысленными. По его информации, Константинополь настроен решать вопрос жестко. 22 ноября может быть проведен не объединительный, а учредительный собор, на котором главенствовать во всех аспектах будет представитель Фанара. При этом епископы от УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ будут рассматриваться как подчиненные Константинополя, которым только нужно будет утвердить своим голосованием те решения, которые уже приняты в церковном Стамбуле. Именно это, кстати, сказал в недавнем интервью влиятельный в Константинополе архиепископ Иов (Геча) — «Все архиереи в Украине де-факто являются архиереями Вселенского престола, и теперь они должны ждать директивы о своем функционировании».

По данным источника, главой новой церкви в статусе архиепископа будет избран… сам архиепископ Иов (Геча). Сама же церковь не будет иметь статуса патриархии и даже после вручения ей автокефалии во многих важных вопросах будет контролироваться Фанаром (утверждение руководства, распределение церковных средств, признание новых святых и так далее). Кстати, сам источник «Вестей» говорит, что кандидатура Иова (Геча) весьма противоречива. Против играет его опыт управления Западноевропейским экзархатом Константинопольского патриархата. Оно было ознаменовано чередой конфликтов между ним и духовенством Западноевропейского экзархата, а также представителями Свято-Сергиевского богословского института в Париже, который по этой причине в 2015 году объявил о временной приостановке свой деятельности. В адрес архиепископа прозвучали обвинения в авторитарном стиле управления экзархатом и стремлении разрушить присущие этой структуре традиции. «Среди кандидатов может быть как Иов (Геча), так и назначенный экзархом Даниил (Зелинский), — полагает религиовед Смирнов. — Константинополю выгодно поставить во главе структуры своего человека для эффективного контроля – кстати, если Константинополь и дарует церкви томос, то там, скорее всего, будет прописана особая роль Константинополя – к нему будут обращаться, как к суду высшей инстанции, более того, у него церковь будет получать мирра». Религиовед пояснил: именно это вещество, используемое в таинствах, является одним из истинных признаков автокефалии – те церкви, которые занимаются мирроварением самостоятельно, по-настоящему независимы. Для Фанара же важно, чтобы его признавали, как центр православия – и, по словам Смирнова, Константинополь ставит обязательным условием, чтобы все новосозданные церкви получали это вещество только у него. «Получается, что Константинополь долго тянул время, чтобы не даровать настоящий томос – а верующих УПЦ КП и УАПЦ обманули, пообещав автокефалию, но даже не признав их церковь», — резюмировала Дьяченко.