Возвращение техосмотра влечет за собой огромные коррупционные риски. Дело не только в том, что средний возраст авто в Украине более 20 лет и честно пройти ТО практически не реально. Наибольшие риски кроются в самом механизме прохождения техосмотра.

Введение техосмотра связывают с требованиями Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза. Якобы, государственный ТО является нормой в Европе и поэтому его обязательно нужно ввести и в Украине

Министерство инфраструктуры Украины так и назвало опубликованый законопроект: “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом с другой стороны”.Что же конкретно предлагается изменить, и какой техосмотр нам готовят?

Самое главное, что в Украине предлагается вернуть регулярный техосмотр для владельцев частніх автомобилей с 1 января 2022 года. Его хотят проводить каждые 2 года (как прежде). А также – при регистрации или перерегистрации автомобиля и смене его владельца, переоборудовании ТС и выезда за пределы таможенного контроля Украины, независимо от даты прошлой проверки.

Кроме того, проверять техническое состояние начнут (правда, пока непонятно где) при перерегистрации, смене владельца, выезде за границу еще до 1 января 2022 года.

И тут сразу появляются вопросы. Для чего, например, вновь проходить ТО новому владельцу, если прежний его делал в этом году? Или, когда автомобиль перерегистрируется на члена семьи, и техосмотр делался недавно? К тому же получается, что те, кто регулярно ездит за границу на своем автомобиле, с такой же регулярностью должны проходить техосмотр по несколько раз в год? Такое правило вместо безопасности, скорее, даст повод подумать, как получить (купить) талон, чтобы хотя бы максимально уменьшить затраты времени. То есть – появится, так называемая, коррупционная составляющая, которую закладывает сам законопроект.

Правда, в том же законопроекте, нарушение правил проверки ТС экспертом карается штрафом от 150 до 200 минимальных зарплат. При повторном нарушении, эксперта предлагают лишать права проводить проверки ТС на срок до 5 лет.

Проверке на пригодность к эксплуатации не подлежат ТС, скорость которых не превышает 25 км/ч. А также раритеты в возрасте свыше 30 лет, которые не эксплуатируются на дорогах общего пользования. Еще спортивные автомобили (для соревнований), ТС с объемом двигателя меньше 125 см3, колесные тракторы со скоростью меньше 40 км/ч, сельхозтехника и дипломатические авто. Последние почему-то могут быть неисправными, будто дипломатическая неприкосновенность распространяется и на ДТП.

Что предлагают проверять

В законопроекте предлагается проверять систему тормозов и рулевого управления, внешние световые приборы, пневматические шины и колеса (но непонятно, это — давление, соответствие сезону или глубина протектора?) светопропускание стекол, ГБО, идентификационные номера ТС, его систем, установленного оборудования, а также — других элементов, на их соответствие безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Кто будет проверять? Субъекты хозяйствования, которых уполномочило Министерство внутренних дел. На своих специально оборудованных площадках. Но также предлагается вести придорожный контроль. То есть – отлов разваливающихся автомобилей прямо на дороге. И это тоже – лишний повод для остановки. Но придорожный контроль грозит только коммерческому транспорту (для перевозки грузов и пассажиров свыше 9 мест).

Тахографы

Еще одно важное нововведение, которое предлагает законопроект – тахографы, которыми будут оборудовать ТС. Для международных пассажирских и грузовых перевозок – с 1 июля 2019 г, для коммерческого транспорта, осуществляющего внутренние перевозки – с 1 марта 2019 года. ТС, зарегистрированные до 16.06.2010 г, предлагается оборудовать аналоговыми или цифровыми тахографами, после этой даты – только цифровыми. Если тахографа нет, предлагается взимать штраф в 50 минимальных зарплат.

Коммерческие ТС для перевозки грузов или пассажиров (более 9 мест) должны быть также оборудованы устройствами ограничения скорости.

Кроме того, для водителей коммерческого транспорта предлагается ввести Свидетельство о профессиональной компетентности, которое вместе со Свидетельством о пригодности ТС к эксплуатации, будет входить в перечень обязательных документов для водителя. С 1 января 2020 года – для водителей коммерческого транспорта, которые осуществляют международные пассажирские и грузовые перевозки. С 1 января 2022 года – для водителей на внутренних рейсах.

Если этих документов нет – штраф в 100 минимальных зарплат. Если нет повторно – лишение права управления на срок от 3 до 6 месяцев или административный арест от 5 до 10 суток. Эти наказания не кажутся адекватными.

Свидетельство о профессиональной компетенции вызывает вопросы. То, что оно необходимо водителям коммерческого транспорта – бесспорно. Вопрос в том, как его будут получать, и кто это Свидетельство будет выдавать. Вновь закладывается коррупционная составляющая.

Почему-то, не смотря на многочисленные аварии экипажей патрульной полиции, автомобилям МВД, СБУ и прокуратуры в соответствии с законопроектом, не нужно будет получать Свидетельство.

Опять же не совсем понятно, что с такси. Ведь с одной стороны – это коммерческий транспорт для перевозки пассажиров, а с другой – частный, подрабатывающий в Uber или Uklon.

Другие моменты

Но помимо техосмотра и тахографов в законопроекте есть и другие интересные моменты. Например, за невыполнение водителями требований полицейского – штраф в 100 минимальных зарплат. Или лишение права управления ТС на срок от 3 до 6 месяцев.

Наверняка порадует пенсионеров предложение штрафовать водителей, которые безосновательно отказываются перевозить граждан-льготников, на сумму от 20 до 50 минимальных зарплат.

Законопроект предлагает также наказывать за превышение максимальных ежедневных, еженедельных и двухнедельных периодов пребывания за рулем коммерческих транспортных средств. Водителей – на (от) 50 минимальных зарплат, а их начальство – на (от) 70, в зависимости от времени превышения.

К слову, в законопроекте ссылаются на Конвенцию Международной организации труда от 1979 г. А в странах Евросоюза, для которых, якобы адаптируется наше законодательство, с нынешнего года действуют уже совсем другие правила о труде и отдыхе водителей.

Напоминаем, что это только проект Закона, опубликованный для обсуждения. Обсуждение продлится до 8 ноября. И его стоит обсудить и привести к той форме, которая действительно поможет повышению безопасности на дорогах, а не спровоцирует предложение взяток, как это было раньше.