В Украине уже вскоре может резко сократиться размер акцизов при растаможке автомобилей на иностранных номерах, в результате значительно сократится и конечная стоимость купленного за границей авто. Так, акциз на новый автомобиль с бензиновым двигателем 2 тыс. куб. см составит всего 100 евро

Соответствующий законопроект №8487 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о налогообложении транспортных средств» в пятницу, 13 июля, за основу (265 голосов «за») приняла Верховная Рада Украины.

Законопроект предусматривает уменьшение размера акцизного налога с авто, отмену запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих экологическому стандарту «евро-5», а также усиление контроля за перемещением и использованием транспорта, зарегистрированного в других государствах. Такие изменения намерены внести в Налоговый и Таможенный кодексы.

«Коэффициент возраста, который присутствует в формуле, приводит к тому, что более старые автомобили завозить невыгодно, потому что за него надо заплатить высокий налог. Но только таким образом мы можем регулировать экологический налог, которого нет сегодня в Украине. Для того, чтобы не вводить дополнительные налоги, как во всех европейских странах, я настаиваю на том, чтобы коэффициент возраста присутствовал. Потому что 25-летние автомобили не нужно завозить в Украину, и не надо обсуждать вариант, что это автомобили за 300 евро», — сказала председатель налогового комитета, нардеп от БПП Нина Южанина во время обсуждения документа.

Акцизный налог на авто планируют рассчитывать на основе таких базовых ставок: с бензиновым двигателем – 50 евро, с дизельным двигателем – 75 евро. Для корректировки стоимости намерены ввести коэффициенты — в зависимости от объема двигателя и возраста машины.

Если автомобиль новый, то коэффициент возраста к нему не применяется. При этом акциз считается по той же формуле.

Внимание! Помимо акциза также придется заплатить НДС (20% от стоимости машины) и ввозную пошлину (10%).

Так, сумма будет равна базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста. Коэффициент двигателя — это объем, деленный на 1000. Коэффициент возраста — количество полных календарных лет с года, следующего за годом производства авто до года ввоза в Украину.

К слову, законопроект в Раде также поддержал премьер-министр Владимир Гройсман. Ко второму чтению документ могут изменить с учетом позиции заинтересованных сторон, в том числе и активистов «АвтоЕвроСила».

Глава консалтинговой компании Autoconsulting Олег Омельницкий считает, что для евробляхеров, «любая ставка выше нуля, будет высокой». По его мнению, это далеко не конец истории с автомобилями на иностранной регистрации.

Кроме того, даже снижение ставок до требуемого активистами уровня, вряд ли позволит легализировать «евробяхи» дешево. Ведь львиная доля таких авто числится в собственности европейских фирм. Чтобы поставить их на украинские номера, нужно выехать за границу, снять машину с регистрации, оформить сделку купли — продажи с уплатой всех налогов в ЕС, пройти техосмотр.

Дополнительные расходы, по подсчетам эксперта авторынка Сергея Креймера, могут потянуть еще на 2-3 тысячи евро. «То есть, за ту же Audi A6 с дизельным мотором 2,5 л 2005 года выпуска, которая изначально стоила 3 тысяч евро и на которую растаможка по новым правилам потянет на 3,4 тысяч евро, с учетом дополнительного вывоза и ввоза придется заплатить уже порядка 6 тысяч евро», — рассказал он.

Впрочем, эксперты допускают, что фирмы, которые сейчас поставляют авто на еврономерах в Украину, поставят на поток и их легализацию, предлагая по сходной цене «пакет», включающий формальное пересечение границы и снятие авто с учета и пр.

Эти фирмы, «крышуют» отдельные политические силы. Сергей Креймер говорит о «депутатах из БПП и «Народного фронта» и «людях из ближайшего окружения Гройсмана». Сейчас такие фирмы берут комиссионные 1-1,5 тыс. евро за доставку «евроблях» в Украину. А в случае принятия законопроектов о льготной растаможке, будут брать за легализацию машин те же деньги.

Он уверен, что то, что сейчас происходит в Раде — «всего лишь кулуарные игры депутатов,которые делят, кому сколько достанется когда лохов (владельцев авто на еврономерах — Прим. Ред.) заставят заплатить еще раз».

А глава ВААИД Олег Назаренко на своей странице в Facebook написал, что сейчас «евробляхо-бизнесмены» завозят в Украину около 40 тысяч блях и зарабатывают на схемах 40-60 млн евро в месяц. «А теперь полистайте литовский сайт по регистрации фирм.. И сделаете удивительные открытия. Найдете информацию о литовских фирмах, собственниками которых являются известные украинцы. На этих фирмах зарегистрировано по 500-1500 авто, но количество сотрудников — ноль!!!! Выгодно ли этим украинцам — владельцам этих фирм снижение налогов? Однозначно нет! Так для кого этот спектакль? На словах требуют снижения налогов, а в реалиях хотят сохранить » статус кво», — написал Назаренко.

Что будет с авто на украинских номерах 

Формально принятие законопроекта №8487 выгодно всем автомобилистам, так как снизятся налоги не только на евробляхи, но и на другие машины, в том числе, новые. Экономия на акцизах может составить от 1 тыс. до 7 тыс. евро в зависимости от года выпуска и объема двигателя транспортного средства.

Впрочем, пока неопределенность с налогами буквально «заморозила» автопродажи — как в б/у, так и в новом сегменте рынка. По данным Хмельницкого, в июне продажи новых авто в Украине упали на 9,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5%, по сравнению с маем этого года.

Представитель компании «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов говорит, что продажи остановились в том числе и потому, что многие украинцы ждут что решиться с налогами и подешевеют ли в итоге машины.

То же самое происходит с продажей подержанных машин.

Дождутся ли в итоге украинцы скидок на автомобили — пока неизвестно. Олег Омельницкий не исключает, что даже если в итоге снижение акцизов узаконят, власти, чтобы компенсировать бюджетные потери, могут ввести другие налоги, к примеру, экологический сбор на старые авто. И его уже придется платить даже тем, кто ничего не продает и не покупает, а просто ездит на подержанной машине.

«В итоге за скидки для евроблях заплатят другие водители», — подытожил Омельницкий.