Ценники на отечественных АЗС бьют все рекорды. Только за последнюю неделю бензин А- 95 и дизель на заправках подорожали на 0,5-1 грн./л (до 27,5 грн. и 25,3 грн./л соответственно), а цены на отдельные «именные» марки бензина (евростандарта) уже близятся к 30 грн./л. И пока экспертам нечем утешить украинских автолюбителей.

«Появилось сразу несколько факторов, которые толкают цены вверх», — пояснил руководитель проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Он не исключает, что в ближайшее время и бензин, и дизель могут еще больше подорожать. Под вопросом и цены на автогаз, повышение акцизов на который сейчас активно лоббирует Нефтегазовая ассоциация Украины.

«Страна» разбиралась насколько еще может подорожать топливо и как это скажется на желании украинцев ездить на собственных авто и стоимости всех товаров, в цену которых продавцы традиционно закладывают транспортные расходы.

Нефтяные «страшилки»

Руководитель проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев пояснил «Стране»: главные факторы, которые влияют на ценообразование на отечественном топливном рынке не изменились — это курс доллара и уровень мировых нефтяных котировок. Но если раньше эти причины «играли» по очереди, то сейчас выступают дуэтом.

Мировые цены на нефть, которые в последнее время только снижались, сейчас активно растут. Стоимость черного золота на международных биржах уже достигла $60/ баррель, а в отдельные дни выставлялись котировки в $62-63/ баррель. Это, как минимум, на 5% больше, чем месяц назад.

Подорожание нефти поясняется несколькими причинами.

«Первая — это, якобы, сокращение РФ добычи на 300 тыс. баррелей в сутки, о котором она договорилась с ОПЕК в прошлом году, и информация о продлении этих договоренностей. Вторая — курдский вопрос. После того, как курды заявили о своем стремлении к независимости, президент Турции Эрдоган пригрозил перекрыть морские каналы поставки курдской нефти. Третья причина — так называемый саудовский фактор. Как известно, в королевской семье саудитов вспыхнул скандал: арестовали 11 принцев и несколько министров, поговаривают о борьбе за власть. А так как страна является одним из крупнейших поставщиков нефти, на рынке сразу же начались волнения», — рассказывает Рябцев.

Именно эти «страшилки» сейчас активно эксплуатируют биржевые спекулянты, пытаясь если не еще больше разогнать цены, то, как минимум, зафиксировать их на нынешнем уровне.

Впрочем аргументы брокеров весьма сомнительны. «Нет полной уверенности, что Россия сократила добычу нефти. Достаточно проанализировать данные российского Минтопэнерго и статистику экспорта, чтобы заподозрить, что реального уменьшения нет. Точно также и другие страны ОПЕК сокращают добычу лишь на бумаге — никто не хочет терять деньги и отдавать рынок конкурентам», — поясняет Рябцев.

Угроза исчезновения с рынка курдской нефти тоже пока весьма условна.

Во-первых, Турция пока не вводила никаких санкций, а только пригрозила ими, во-вторых, даже если таковые и появятся, то они смогут реально влиять на мировые нефтяные котировки лишь в следующем году.

Эксперты считают переоцененным и саудовский фактор, добычу которой всегда контролировал глава государства, а не члены королевского семейства,  а с ним как раз все в порядке.

Пока нефтяной PR помогает спекулянтам хорошо зарабатывать. Но непонятно как долго это продлится. Ведь спрос на нефть остается на 300-500 тыс. баррелей в сутки ниже, чем ее предложение, то есть, продолжают накапливаться излишки.

«Цены на нефть должны быть вдвое ниже, чем сейчас. Но пока их удается держать, и когда этот «пузырь» лопнет — неизвестно», — отмечают в «Психее». И приводят следующую формулу: каждый процент дрожания нефтепродуктов на границе дает плюс 10 копеек к литру бензина и дизеля на украинских АЗС через две недели. То есть, если проект по разгону нефтяных котировок удастся, украинцам стоит готовится к очередному витку цен на топливо.

Впрочем, котировки могут и просесть. В публикованном на днях отчете Международное энергетическое агентство (IEA) снизило свои прогнозы по спросу на нефть на 100 тыс. баррелей в сутки — до 1,5 млн. баррелей в 2017г и 1.3 млн. в 2018г. Кроме того, появились данные об увеличении добычи нефти в США почти на 15% (до 9,62 млн. баррелей в сутки). В итоге стоимость барреля нефти в контрактах на январь уже просела на 2,5% (до $61,57).

Нефтяной НЗ за счет водителей

Эксперты говорят: подорожание бензина и дизеля в Украине могло бы быть еще сильнее, если бы неожиданное укрепление гривны по отношению к евро (именно в евро заключают контракты наши трейдеры). «Цены могли быть выше еще на 30 коп./л», — утверждает Рябцев.

По его словам, каждые 10 коп. в курсе дают 6-7 коп. подорожания или удешевления на литре топлива в рознице. Но в будущем именно слабая национальная валюта может подстегнуть рост цен на отечественных АЗС, ведь эксперты в проект бюджета на следующий год заложен курс доллара более 29 грн., а под конец года, как ожидается, американская валюта будет стоить дороже 30 грн./$. А это значит, что бензин может вырасти в цене до 30 грн., а дизель — до 27-28 грн./л даже при стабильных ценах на нефть.

Неожиданно появился и новый фактор, который может спровоцировать рост цен на бензин и дизель. В Украине снова заговорили о создании некоего стратегического запаса нефтепродуктов, сформировать который наша страна обязалась в рамках Ассоциации с ЕС. Директива 2009/119 действительно предусматривает наличие у стран некоего нефтяного НЗ, но «гасить» цены им нельзя — его используют лишь в критических случаях, скажем, неожиданном прекращении поставок нефтепродуктов. Но к формированию такого запаса в Украине планируют привлечь частных трейдеров, что потребует от них дополнительных затрат, которые компании могут переложить на розничные цены.

Аналитики советуют украинским водителям готовится и к ухудшению качества топлива на АЗС.

«Дешевый бензин» сейчас основной бренд на заправках. Чтобы снизить цены, АЗС или минимизируют налоги, что в последнее время сделать все сложнее, или экспериментируют с качеством, используя различные добавки. А так как качество бензина в Украине сейчас практически не контролируют, именно на нем и экономят», — рассказал «Стране» представитель одной из сетей АЗС, попросивший не называть его имени.

Заправщики зарабатывают также на так называемом «именном» топливе с якобы улучшенными характеристиками. Спрос на него в Украине небольшой, но все же есть часть водителей, которые предпочитают «баловать» свои авто и не жалеют денег на бензин.

«Как показывает практика, цена не всегда соответствует приросту эксплуатационных характеристик авто», — говорит Рябцев.

Газовая распродажа

Пока «тихой гаванью» на топливном рынке остается автогаз. Ценовая лихорадка, которая в конце нынешнего лета и в начале осени разогнала цены на него до 18 грн./л, улеглась. Более того, как рассказал «Стране» независимый эксперт Михаил Шубан, замой ожидается удешевление газа еще на 2 грн. — до 9,85 грн./л, что связано со стабилизацией поставок из России, окончанием плановых ремонтов на белорусских НПЗ и сезонным снижением спроса.

Но продавцы могут и аннулировать «скидки». Сейчас Нефтегазовая ассоциация Украины лоббирует повышение акцизов на сжиженный газ на 35-40 евро/т, мотивируя это снижением доходов продавцов бенина и дизеля из-за «демпинга» газовщиков.

Если власти прислушаются к их аргументам, автобаз на заправках, по словам Михаила Шубана, подорожает на 1,5-2 грн./л. Аналитики считают угрозу повышения акцизов на газ вполне реальной, ведь это хороший способ наполнить дефицитный бюджет. Более того, они не исключают, что «за компанию» с газом могут пойти также бензин и дизельное топливо.

Пока же украинцы в поисках способа сэкономить на передвижении, снова выстраиваются в очереди за газобаллонные оборудованием.

«У всех крупных компаний, которые занимаются его установкой, расписаны очереди. Причем, переоборудуют все более дорогие авто, к примеру, Toyota Prada, Range Rover и др», — рассказывает Шубан.

А продавцы товаров снова готовятся переписывать ценники на свой товар. Правда в этот раз, как пояснил глава Ассоциации поставщиков продуктовых сетей Алексей Дорошенко, «транспортная наценка» будет незначительной — менее 1%. Но в начале осени ритейлеры уже повысили расценки на 5-7%, мотивируя это удорожанием доставки. Хотя, как поясняли тогда «Стране» эксперты, транспортная составляющая занимает в ценнике продукции 15%, и реальное подорожание не должно было превысить 1,2% (бензин и дизель в сентябре-октябре прибавили в цене 8%).

«Но в общее подорожание транспортная составляющая все равно внесет свою лепту, А с учетом других составляющих (инфляция, коммунальные услуги и пр.) товары в Украине в ближайшее время прибавят в цене еще 5-8%», — говорит Дорошенко.