Олигарх Порошенко все больше усиливает свои властные полномочия и закрепляет их на законодательном уровне.

Эксперты говорят, что это чистейшая  узурпация власти. Пишет украинское издание UA1

В 2014 году Администрация Януковича допустила одну из своих главных ошибок – 16 января регионалы попытались внести диктаторские правки в законодательство одним махом. Это вызвало еще большую активизацию протестов на Майдане, в ходе которых Янукович потерял власть.

Администрация Порошенко идет другим путем – имея целью максимальное усиление власти президента, законы правят не все сразу, а точечно. А законодательные инициативы по усилению президентских полномочий почти всегда завуалированы и разведены во времени.

Таким образом медленно но уверено Порошенко все больше концентрирует власть в своих руках – если не прямо по закону, то опосредствованно, через свое влияние на различные государственные институты.

Тем не менее, времени до президентских выборов остается все меньше, и АП начала торопиться. Только за последний месяц не особо замеченными прошли сразу несколько инициатив президента, которые дали повод политическим экспертам говорить об угрозе узурпации власти в Украине, что в конечном итоге закончится для олигарха Порошенко сценарием Чаушеску. (Ред. Как известно, последний тоже узурпировал власть в Румынии, тоже нажил огромное состояние на горе людей и загнал страну в глубочайшую яму. В последствии румыны расстреляли диктатора и всю его семью).

Работа идет сразу в нескольких направлениях: подконтрольный Конституционный суд, расширение полномочий использовать армию в мирное время, а также усиление президентского влияния и контроля над парламентом.

Послушный суд

«Президент хочет сделать ручным Конституционный Суд», – так прокомментировала нардеп Алена Шкрум принятый Радой в первом чтении проект закона о КС.

А нардеп Сергей Власенко заявил, что с принятием документа, усиливающего влияние президента на КС, настолько спешили, что текст для ознакомления нардепы получили за день до голосования. Естественно, это исключало возможность детального изучения заложенных в нем рисков.

Более того, документ приняли с нарушением регламента, на который спикер Андрей Парубий уже вообще перестал обращать внимание: в течение одной сессии Верховная Рада не может рассматривать законопроект, который был отклонен на этой же сессии (его забраковали весной, не дав голосов).

Но законопроект приняли, а Комитет по вопросам правовой политики и правосудия рекомендует принять его за основу и в целом.

Даже в пиковые моменты Майдана Янукович не решался бросить против народа армию. Нынешний президент оказался намного более решительным.

Что так спешили узаконить депутаты? Это несложно понять, заглянув в текст закона. Он устанавливает, что КС формируется из 18 судей. Шесть из них назначает президент, и по шесть – ВР и Съезд судей Украины.

По факту же у президента в этом суде будет абсолютное большинство. Сами судьи и правозащитники не один раз говорили о мощном влиянии, а когда нужно, то и о давлении АП на конкретных судей. Курирует эту сферу замглавы АП Алексей Филатов.

Соответственно, кроме шести президентских судей еще шесть кандидатур от съезда судей будут максимально лояльны, учитывая реалии «судебной реформы», когда в системе по максимуму оставляют скомпрометировавших себя служителей Фемиды, потому что на них легче влиять.

Да и упорное неувольнение судей КС, предоставивших диктаторские полномочия Януковичу, также судебной системой воспринимается как знак лояльности президента в обмен на такую же лояльность судей.

В результате любой спор или разночтения в трактовках законов, дошедшие до КС, будут рассматриваться с позиции необходимости того или иного решения лично для президента.

Армия в помощь

Спустя три года после своего обещания окончить войну на Донбассе за считанные недели, президент заявил, что формат АТО исчерпал себя, поэтому нужно менять законодательство с тем, чтобы получить шанс вернуть захваченные боевиками территории Луганской и Донецкой областей.