«Банк помимо документов, должен анализировать информацию в СМИ (зачастую недостоверную), в публичных источниках, как в отношении самого клиента, так и его контрагентов, и уже потом формировать свои выводы. Подобные выводы носят субъективный характер и возможны случаи, когда они могут не совпадать с выводами других банков, регулятора», — признала Ванецьянц.

Финансисты не могут перечислить все случаи, при которых сейчас начинают обследовать предприятие и всего его операции.

«Предоставление дополнительных документов клиентом банка определяется индивидуально, в зависимости от имеющейся изученной информации по каждой финансовой операции», — отметил Максим Кулиш.

И добавил, что при случае будет поднята вся информация не только о проверяемой компании, но и о ее материнских компаниях и партнерах.

«В основном это информация, касающаяся документов о трастовых декларациях, о конечных бенефициарах, участниках финансовой операции, прочее», — рассказал Кулиш.

Банкиров в связи с ужесточением финансового мониторинга больше всего интересует два момента: ухудшение взаимоотношений с клиентами, которых они уже начали изводить запросами на дополнительную информацию и оставлять без обслуживания (когда приостанавливают операции), а также их собственная безопасность — угроза потерять лицензию за рисковую деятельность при малейшем просчете. Новым постановлением НБУ ужесточается ответственность в отношении банков.

Финансисты признают, что далеко не всегда смогут анализировать все без исключения данные. Чаще всего в их руках будет лишь информационный минимум — сведения, предоставленные самими клиентами.

«При этом, сам клиент за предоставление недостоверной информации, фактически, никакой ответственности не несет, как и должностные лица государственного органа, которые вносят данные в публичный реестр, руководствуясь исключительно предоставленными документами», — заметила Алла Ванецьянц.

Хотя мотивацию и задачи регулятора финансисты не берутся критиковать. Это планомерное внедрение принципов «знай своего клиента» и «раскрой конечного собственника клиента» — то, что стали активно внедрять по всему миру еще с 2013-2014 гг. И ужесточали по мере усугубления мирового кризиса: чем активнее мировые корпорации старались спрятать свои доходы от налоговых органов по всему миру, тем тщательнее фискалы проверяли их документацию и расширяли глобальную слежку за капиталами.

В тоже время украинские банкиры признают рост расходов в связи с новыми требованиями и инструкциями НБУ. В их структурах впору открывать целые подразделения финансовых следователей.

«Выросли затраты банка на повышение компетентности персонала, на обработку разнородной публичной информации с целью формирования обоснованных подозрений относительно рискованности финансовых операций, для минимизации рисков банка увеличились трудозатраты на изучение клиентов и их контрагентов. На данном этапе мы справляемся действующим штатом сотрудников», — сообщила Ванецьянц.

Банкиры уверяют, что еще не повышали цены на услуги в связи с ужесточением финансового мониторинга. Пока им хватает имеющегося персонала. Но не обещали удерживать нынешние ценники, если центробанк снова повысит требования к мониторингу клиентов и их операций.