Сепаратистские движения в мировом масштабе родились не вчера и не сегодня. Эта острейшая проблема, когда существующие границы между государствами регулируются действующими конвенциями, договорами и обязательствами, наряду с другими политическими и социально-общественными катаклизмами, подрывает международную стабильность и безопасность. А часто используемые сепаратистами военные средства для достижения различных целей национального самоопределения, автономии или территориального отделения создают реальную опасность перерастания локальных вооруженных столкновений в более широкие по масштабу действия и вовлечения в них ведущих мировых держав, с предсказуемыми губительными последствиями.

Не исключением в этом отношении является и возникшее сравнительно недавно, кажущееся на первый взгляд, сепаратистское движение на юго-востоке Украины, катализатором которого стало волюнтаристское, с нарушением норм международного права, присоединение Крыма к России.

Уже много сказано и написано о том, почему путинский режим не остановился на Крыме, организовал и инициировал так называемую \»национально-освободительную борьбу\» юго-востока Украины, названного \»Новороссией\», против центрального правительства в Киеве. Наша задача скромнее – попытаться охарактеризовать это самое молодое на сегодняшний \»сепаратистское движение\», определить его типологию, выяснить – что общего и чем оно отличается от других существующих подобных явлений.

Это может иметь в немалой степени практическое значение для возможного и, главное, необходимого предупреждения такого, беззастенчиво названного Кремлем, его сторонниками и пропагандистами \» народного движения\», принесшего уже тысячи жертв среди мирного населения и огромный материальный ущерб.

Одна из особенностей \»новороссийского сепаратизма\», включающего в себя такие надуманные, но тем не менее опасные, конструкции, как Донецкая народная республика, Русская православная армия, Луганская народная республика, Народное ополчение Луганской области, состоит в том, что главный \»духовный падре\» и спонсор этих \»православно-народно-вооруженных\» формирований в Кремле отрицает всяческое российское участие в кровавых событиях в Донбассе, объявляет это внутренним делом Украины. Хотя эта явная ложь не выдерживает никакой критики, опровергается наличием у так называемых \»ополченцев\» тяжелой техники и вооружения. Не зря одно из положений недавно подписанного в Минске соглашения о прекращении огня предусматривает вывод с территории Донбасса иностранных участников и военной техники.

 

Указанная особенность отличает \»сепаратизм\» юго-востока Украины от многих существующих сепаратистских движений в различных частях мира. Уже делаются попытки поиска аналогов \»донбасско-кремлевского сепаратизма\». В частности, Е.Ихлов проводит параллель с неудавшейся попыткой Сталина в 1946 году присоединить к СССР территорию Северного Ирана, что, по нашему мнению, не совсем правильно.

На первый взгляд иранская и украинская ситуации кажутся похожими, но при детальном рассмотрении они сильно различаются, как по историческому фону, так и по целям и средствам. Прежде всего, азербайджанское демократическое движение на севере Ирана развивалось в годы мировой войны и на территории, где стояли советские войска. Следует также учитывать, что, даже, если и называть это движение сепаратистским, то не следует забывать: оно осуществлялось без вооруженных столкновений, разрушений и жертв – то, что мы наблюдаем в Украине. Это – тоже серьезное отличие путинского украинского варианта от сталинского иранского.

Можно много сравнивать украинскую \»Новороссию\» с другими движениями и всевозможными фронтами, борющимися за национальное самоопределение, независимость и автономию: от Западной Сахары в Марокко и Палестины до Курдистана в Ираке и Турции или же повстанцев Филиппин и бойцов Тамилы Лама в Шри-Ланке. Список получится внушительный, но не компарабельный.

 

Некоторые исследователи пытаются ставить в один ряд \»отделение\» Крыма и \»борьбу\» так называемых ДНР и ЛНР с другими движениями за самоопределение на постсоветском пространстве – Абхазией, Южной Осетией, Нагорным Карабахом, Приднестровьем. Однако, из данного ряда украинский вариант можно сравнивать лишь с приднестровским и то, с большим отступлением, а именно – в событиях в Приднестровье, как известно, принимали активное участие российские войска под командованием генерала Лебедя.

Тем не менее, движения за отделение Приднестровья от Молдавии и Донбасса от Украины, при некотором различии по форме, объединяет одно важное обстоятельство, а именно – претензии на автономию со стороны русских и русскоязычного населения, которыми эти регионы были заселены во времена Российской империи и в советский период. В этом заключается их коренное отличие от других сепаратистских постсоветских движений, не говоря уже о мировых прецедентах.

Исходя из этого, мы полагаем, что Приднестровье и Донбасс не сепаратистские движения в классическом понимании, а скорее завуалированные инструменты долгосрочной политики Кремля по восстановлению территории России в ее бывших границах – политики, которая пока реализуется в качестве идеи возрождения так называемого \»русского мира\». Об этом вполне откровенно высказался один из апологетов этой идеи А.Проханов, который без обиняков заявил о том, что \»у русского человека отняли его имперскую работу\».

Нет необходимости говорить об опасности и губительных последствиях такой \»работы\», особенно если учитывать немалое число русских и русскоязычного населения, проживающих как в бывших советских республиках, так и за рубежом. Украинские события показали, во что может вылиться претворение в жизнь отживших бредовых идей и неоимперских амбиций. Лишь построение современного государства, основанного на демократических принципах и верховенстве закона может обеспечить равенство всех граждан и их благополучие независимо от национальности и религиозных предпочтений. А соблюдение норм международного права, невмешательство в дела других, прежде всего соседних государств, будет способствовать обеспечению безопасности и стабильности, выступит гарантией мирной жизни.

Поэтому очень важно правильно и вовремя раскрывать истинные замыслы безответственных политиканов и псевдопатриотов с целью предупреждения и предотвращения бессмысленных конфликтов и столкновений в наше и без того беспокойное время.

Кямран Агаев