«Минск-2» обеспечил Европу, Россию и США передышкой, своеобразным тайм-аутом для перегруппировки сил и подготовки новых планов действий, — пишет эксперт по проблемам национальной безопасности Тарас Жовтенко в своем блоге на НВ.

Не триумф и не фиаско – после фактического провала «Минска-1» и невнятных результатов «Минска-2» уже никто не решится точно спрогнозировать эффективность дипломатических механизмов разрешения военного конфликта на Востоке Украины.

Переговоры в белорусской столице в очередной раз подтвердили аксиому международной политики, сформулированную еще в XIX векe знаменитым английским государственным деятелем в сфере обороны и внешней политики Генри Джоном Темплом: «У Англии нет друзей. У Англии есть интересы». Попробуем разобраться в основных интересах прямых и непрямых участников процесса – основных игроков геополитической игры.

Европа (в лице Германии и Франции). Берлин и Париж своей позицией на непростых переговорах еще раз доказали свою прямую зависимость от Кремля – военно-паническую, статусно-эгоистичную и политико-финансовую. В преддверии вояжа в Москву на прошлой неделе Меркель заявила, что они с Олландом не являются нейтральными посредниками. «Речь идет о том, чтобы прежде всего учесть наши интересы – немецкие, французские и, конечно же, европейские. Речь идет о мире, европейском строе и праве народов на самоопределение» – отметила канцлер.

Если бы речь не шла об откровенно захватнической войне России против Украины, кое-как прикрытой натянутым поводом защиты интересов «угнетенных граждан», можно было порадоваться за благородство немецкой правящей элиты. Такие высказывания очень гармонично сочетались с игрой в «кнут и пряник» – соответственно, решением о расширении санкций против РФ, принятым на заседании министров иностранных дел стран-членов ЕС, и заверениями Могерини о том, что внедрение новых ограничений отложено, «чтобы дать дипломатии шанс». Европа получила как раз то, на что рассчитывала – формальную отмену (в крайнем случае – отсрочку) угрозы «тотальной войны» на континенте.

Россия. Судя по реакции французского лидера, заявившего, что теперь Европа может вздохнуть спокойно, раздуваемый верными агентами влияния Кремля на Западе панический страх ядерной войны в Европе слегка пошел на спад. Париж даже заговорил о возможности все-таки поставить Москве «Мистрали».

Интересно другое – аккурат перед началом переговоров в эфире российского «5 канала» (не путать с отечественным!) вышел любопытный сюжет о праздновании годовщины дня победы военными парадами Вооруженных сил РФ в Варшаве, Берлине, Париже, столицах стран Балтии и так далее. Оставив за рамками неадекватность российской журналистики, несложно сделать вывод о том, что на таком фоне результаты последних переговоров в Минске можно представить как триумф – Путин дожал-таки «старую» Европу и, при поддержке Германии с Францией, выбил согласие Киева на фактическую автономию террористических псевдореспублик, их финансовое обеспечение и на то, что страна потеряла свою восточную границу до конца 2015 года (это, по всей видимости, следует засчитать как проявление «уважения к суверенитету и территориальной целостности Украины»). Путин вполне может использовать «Минск-2» как пример влияния на ключевых европейских игроков, чтобы дать понять Обаме, как он был неправ, называя в свое время Россию «региональной державой» – и попытаться вернуть себя в «высшую лигу» мировой политики.

Соединенные Штаты Америки (опосредствованно). Организовав и активно модерировав переговорный процесс, Германия и Франция попытались показать Соединенным Штатам, что могут решать проблемы континента без их непосредственного вмешательства. Однако, как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется без последствий – пока неясны конечные перспективы разрешения военного противостояния, Вашингтон продолжает вести свою игру. Америка может в любой момент вмешаться в ситуацию. Тем более, что именно ее ресурсный потенциал является ключевым для обеспечения безопасности континента – европейская часть Североатлантического альянса, расслабившись с окончанием «холодной войны», решила сэкономить на обороне, игнорируя обязательные 2% отчислений от ВВП.

Результат оказался более чем плачевен – растерянность и неготовность НАТО противостоять более чем реальной угрозе с Востока. Америке вновь приходится восстанавливать военно-политический баланс в Европе за счет собственных ресурсов: бронетехники (150 единиц которой планируется разместить в Европе), авиации (12 штурмовиков А10 Thunderbolt, охотников на советские танки в случае Третьей мировой войны с СССР, будут в скором времени переброшены на базу ВВС в Шпангдалем, Германия) и личного состава (по ротации, но на постоянной основе, на восточных рубежах Альянса). И, конечно же, на повестке дня остается вопрос предоставления Украине летального оборонительного оружия. Вашингтон активно действует и на недавно открывшемся «Северном фланге» противостояния с Кремлем. Ввиду интереса последнего к Арктике, армия США проводит на Аляске совместные учения по ведению боевых операций в условиях крайне низких температур (кроме американцев, в учениях принимают участие Канада, Австралия, Дания, Норвегия, Швеция, Германия, Япония, Монголия, Непал и Британия).

«Минск-2» обеспечил Европу, Россию и США передышкой, своеобразным тайм-аутом для перегруппировки сил и подготовки новых планов действий как на тактическом, так и на стратегическом уровне. Мировые игроки могут себе это позволить – в отличие от Украины, ограниченной финансовым, социальным и политическим ресурсом, скованной перманентной внутриполитической борьбой, ведущейся за счет национальных интересов страны.