Версия о том, что Кадыров заслал в Украину своих людей — то ли похитить Зеленского, то ли запугать — вполне правдива. Антон Геращенко, озвучивший ее, человек не чужой в МВД и знает, что пишет. После сюжета о падших лениных и плачущем Рамзане этого следовало ожидать.

 

Махнуть кулаком, когда нет аргументов — это так по-рассейски.

 

Зеленский тогда даже извинился (правда, как сам уточнил: не перед Кадыровым, а перед чеченским народом). Но кремлевскую медиа-молотилку это не остановило. «Комсомольская правда» науськала на Зеленского соратников главного мурзы кремлевского кагана. Мол, «Кадыров — политик», и ему как-то «не с руки», а вот «на самой Украине найдутся чеченцы, которые оскорбление Кадырова воспримут, как оскорбление чеченского народа» и разберутся с «хрипатым паяцем». Что они сделают с артистом, наводчиков из «КП» «по большому счету заботит не очень».

 

Но думаю, дело не в Кадырове и не в Ленине. Просто, во-первых, очень долгое время напротив фамилии Зеленского в списках друзей «Русского мира» ФСБ ставило жирную птицу. Начиная с давних «Великих украинцев» у Шустера и заканчивая обидным тролингом Ющенко, Тимошенко и нынешней власти, артист делал то, что не могло не нравиться Кремлю. А у всех записных отечественных патриотов он вызывал идиосинкразию и прослыл украинофобом, если не хуже.

 

Считалось, что для Зеленского деньги дороже родины. Летом, когда он уехал в Москву на съемки фильма, российские СМИ торжествовали: «убежал от мобилизации». Но он успешно вернулся. Поехал выступать в АТО и дал интервью путинским СМИ, где популярно объяснил, почему прекратил звать на «Квартал» российскую попсу и зачем ездил с концертами к «карателям» в Мариуполь — «если мы откажемся от таких концертов, мы разом поверим, что у нас «куска страны нет». И еще: «Я рад, что люди в Мариуполе поверили защитникам, украинским солдатам. Многие действительно поверили, что эти ребята защищают нашу родину». После этого как его только не обзывали в РуНЕТе. Сравнили даже (страшно подумать!) с всероссийским лишенцем и «национал-предателем» Андреем Макаревичем!

 

Что случилось с Владимиром? Наверное, то же что и со всеми нами. Когда понимаешь, что эта война не чужая, а целит в тебя и твоих близьких, это прочищает мозги.

 

А потом, как помните, был донос в Следственное управление РФ, где Зеленского поставили в один ряд с еще одной ярой пособницей «хунты» — Адой Роговцевой, за перечисление на нужды ВСУ соответственно 1 млн и 52 тыс грн заработанного в России гонорара. (По поводу Ады Николаевны, думаю, стресс в ФСБ был еще больше — это почти как Пушкин в рядах «Айдара»). Была еще попытка поджога машины Зеленского, фейки о его якобы избиении обиженными украинскими «русскими» и т.п.

 

Впрочем, к подобному мы привыкли. А вот засылка специальной диверсионной группы для подрыва «Квартала» — это нечто новое. Неужели фронтмен юмористического шоу такая важная птица? Не Ярош ведь. И даже не Коломойский! Чего же так опасаются в ФСБ?
Смеха, конечно. И это вторая и главная причина. Я не большой поклонник творчества Зеленского, порой его юмор, действительно, едва дотягивает до поребрика. Но — иногда это смешно! И то, что он не реже (а по-моему, даже чаще) высмеивает украинских политиков, добавляет ему зрителей в России! И это опасно для Кремля! Начинают-то смеяться над двойниками Порошенко и Яценюка, а заканчивают дружным ржанием над Путиным. То есть посягают на святое!

А, как говорил один из героев известного романа Умберто Эко, близкий к инквизиции: «Истинный верный не имеет права смеяться, он должен благоговеть». А еще внимать, обожать и преклоняться.

 

И не то, чтобы путинская пропаганда не пытается поставить юмор на вооружение, приравнять к «граду». Пытается. Но что это за юмор, если тексты нужно согласовывать в ФСБ? В итоге будет как у другого героя из другого произведения: «Пусть поджигатель шипит и вопит, голубь мира летит».

 

Смех вещь неуправляемая, и смыслы, вызывающие его,бывают заложены так глубоко, что никакой Конторе Глубокого Бурения не добраться. И, самое главное, он, как те чудные рыбы в спа-лечебницах, выедает мертвечину тоталитаризма, но не трогает живую плоть демократии. Посему тоталитарные режимы и идеологии предпочитают не соревноваться в сатире, а охотиться на сатириков.
О «Сharlie», вы помните. Это наглядный пример. Только там речь шла о пророке, взошедшем на небеса, а в наших случаях — о человеке возомнившем себя живым пророком на шестой части суши.

 

А был и другой, великий Charlie — Charlie Chaplin, снявший в 1940 году оскароносный фильм-пародию на Гитлера и согласно легендам зачисленный во враги «номер один» диктатора. И был еще один враг №1 из армии сатириков — датский художник Херлуф Бидструп, который украшал газеты мира удивительно смешными комиксами о фюрере (и у которого автору этих строк посчастливилось брать интервью).

 

Можно ли сравнивать нашего Вову с гениями? «Какое время на дворе, таков мессия», — писал поэт. Да и технологи другие. Но есть и общее. Возможность интеллектуально сразиться с тираном и победить его всегда искушала настоящих мастеров. Даже если это и грозило последним гибелью. И надо сказать, что деспоты обычно проигрывали.

 

Рискнет ли Зеленский пойти дальше? Получить Оскара за римейк «Великого диктатора»? Конечно, политический юмор «Квартала» надо подтянуть — он зачастую далек от интеллектуального. Но ведь и «ла-ла-ла» вещь не утонченная — а как заводит! Если же рассчитывать на россиян, взращенных на «нашей раше», «кривом зеркале» и прочих «аншлагах», то может быть это самое то.

 

И, собственно, речь не о нем, а о смехе, сатире, в которых так нуждается наше воюющее гражданское общество. Во всенародном оружии против врага и одновременно — потрясающем антидепрессанте для тех, кому сегодня тяжело.

 

Где наше министерство наступательного смеха, скорострельных реприз и межконтинентального анекдота? Я, мне кажется, могу назвать кандидатуру на вакантную должность министра.

 

Автор: Евгений ЯКУНОВ