Перед выборами была шутка про список любой политсилы. Его можно было охарактеризовать так: комбат-батяня, батяня-комбат, чувак, журналист и экс-депутат, пишет Игорь Тышкевич, для \»Хвилі\».

Последнего оставим за скобками — ожидать чего-то нового от участника предыдущих распилов власти не стоит. А вот первые радуют. Это в массе своей хорошие честные люди.

Но, увы, нет такой профессии «хороший человек». Поэтому ожидать от комбатов, лидеров улицы чрезвычайно высокой эффективности законотворческой работы не стоит. Что они уже успели продемонстрировать. Депутат — это тот, кто пишет законы, создаёт систему взаимодействий. Депутат в первую очередь политик. И готов часами слушать оппонента, каким бы с**ным сыном тот не был.

А вот говорить с трибуны Рады слова типа «вам бы я советовал вообще помолчать» или ездить останавливать фуры в чистом поле — это не есть работа депутата. Его нанимает народ не для решение локальных проблем, а для создания условий, чтобы эти самые проблемы не могли возникнуть в принципе.

Получается, что выбор фронтовиков, лидеров майдана ошибка? Ни в коем случае! Их функция ключевая – разрушение старой системы. То, что не смогли сделать депутаты-демократы в СССР могут сделать сегодняшние новички в ВР. Тем более предпосылки к этому есть: механизмы принятия решений уже дают сбои.

Возьмём простые примеры.

Старый лозунг «бабло побеждает зло». Депутат может и не взять денег за голос. Но он может промолчать. А может на предложение «давай отблагодарю» ответить «а давай я тебе в морду дам». И даст (необязательно физически — рассказать о предложении. Как по отношению к себе так и к другим). Если таковых наберётся хоть с десяток — будут бояться давать.
Партийная дисциплина. Или, точнее её отсутствие. Для новых людей нет «священных коров». И критика лидеров, отказ в голосовании «стадом» может порадовать тех же регионалов. Но это действие заставит кабмин, президента, руководителей фракций думать и работать. Что есть хорошо. Думать, говорят, полезно и совсем не больно.
Открытость по отношению к обществу. Система кулуарных решений более всего боится огласки. ТВ-шоу не в счёт. Там даётся мнимая картинка о коммуникации во власти. Но как только начнёт появляться реальная информация о взаимодействиях, алгоритмах распила (как денег так и власти) — система начнёт давать сбои.
Работа на местах. Можно долго смеяться над выездами депутата как «пожарника». Но, остановка, например «гуманитарных конвоев Ахметова» подняла более широкий пласт — отношений с оккупантами. И это уже аукнулось и с Крымом и с Донецком или Луганском. Подобных мест применения мандата — хоть пруд пруди.

Эти простые приёмы станут той палкой в колесо старой системы, которая приведёт к её полному разрушению. И это хорошо. Особенно, учитывая состав теперешней Верховной Рады.

Теперь поговорим о персоналиях. А именно о тех самых «комбатах-батянях», чуваках и журналистах из анекдота. Роль уличных лидеров описана выше. Она ключевая, но не является абсолютной и достаточной. Стоит заметить, что интеллектуальный и образовательный уровень значительной части добровольческих батальонов, групп активистов майдана (и т. д.) весьма высок. И многие новички-депутаты имеют шанс стать в будущем хорошими политиками. Многие, но не все. Вопрос в моральных качествах, интеллекте и времени.

Не стоит долго объяснять почему теперешний парламент вряд ли проработает даже половину положенного срока. Достаточно сказать, что его состав не удовлетворяет никого. А именно:

— президента — его политическая сила получила намного меньше мест, чем рассчитывала. Да и персональный состав фракции, как показала практика, уже требует чисток.

— премьера и Народный Фронт — наскоро скроенная партия имеет те же недостатки в списке, что и БПП. Кроме того, НФ ещё не завершил внутреннее партийное строительство. Группа людей, объединённая задачей прихода во власть не есть партия. И такое объединение недолговечно. Яценюк и Турчинов хотят большего. Это достигается за счёт структуризации внутри своей политсилы и новых выборов.
— Новые силы. Это не только Самопоміч. Это и Демальянс, совершивший ошибку со вхождением в блок политических пенсионеров и Правый Сектор, который рано или поздно станет партией. И Свобода, попавшая в парламент далеко не «первыми лицами». И множество других, в основном новых политических сил. Им так же важны выборы. Для того, чтобы усилить своё влияние на процессы создания новой политической системы.
— Политические старожилы и популисты. Ни бывшие регионалы, ни БЮТ не удовлетворены своим положением. И жаждут реванша.

— И, наконец, общество. Запрос на обновление власти остался. Именно обновление системы, а не её косметический ремонт. То, что этот процесс эффективно вести активные участники делёжки квот (как власти так и денег) последних лет — даже не фантастика, а скорее сказка для самых маленьких.

Таким образом у политических новичков, «хороших людей» просто не будет времени стать настоящими законодателями. Если они попытаются пойти по этому пути — сольются с когортой «опытных политических волков». И станут ничем не лучше последних. Полтора-два года, которые отведены этой Верховной Раде достаточно лишь для начала демонтажа старой системы.

Причём, учитывая наличие в парламенте небольшой, но внушительной группы профессионалов, сделавших себе имя вне политики, на месте старых механизмов есть возможность создать хотя бы скелет новых, нормальных. А «обрастать мясом» эта основа будет уже стараниями нового парламента. Возможно, менее весёлого, более похожего на клуб джентльменов а не цирк-шапито.

Лидеры улицы своими честными, искренними, но зачастую наивными и эмоциональными решениями рушат старую систему. Небольшая группа новичков профессионалов прорабатывает основы новых механизмов. Параллельно помогая вырасти до уровня законодателя части «разрушителей».

Те, кто вырастет а так же новые лица должны стать большинством в Верховной Раде следующего созыва. Те, кто разрушал систему, но не пошёл дальше во власть «рискуют» занять место моральных авторитетов общества (и заслуженно!). Тем же, кто попытается стать составной частью теперешней политики или за год вырасти с «хорошего парня из соседнего дома» до высококвалифицированного специалиста права либо экономики суждено быть забытыми.

С такими выводами можно не соглашаться. А можно почитать историю распада Австро-Венгерской Империи либо СССР, чтобы увидеть параллели.

А в Украине всё получится!