\"\"

В 2014 году Украина должна погасить 16,3% из более $60 млрд. государственного долга. Речь идет о задолженности перед кредиторами в порядка $9,78 млрд. Внешние долги в этих выплатах составляют $6 млрд. Из них, $3,6 млрд – перед МВФ. Какие риски могут сопровождать платежи?

За весь прошедший год, по подсчетам Министерства финансов, объем только внешнего долга прирос на 20,2%. Среди последних, предновогодних заимствований в 2013-м стали $3 млрд обязательств перед Российской Федерацией по облигациям. Бонды Россия выкупила в рамках договоренности по $15 млрд, предоставляемых Украине.

В распоряжении Forbes оказался проспект эмиссии первого выпуска облигаций, организованного российской инвестиционной компанией «ВТБ Капитал». Аналитики в проспекте указывают на около 20 рисков, сопровождающих платежеспособность Украины по внешнему долгу. Часть факторов является традиционным набором для развивающихся и нестабильных экономик, к которым относится Украина. В частности, упомянута чувствительность к колебаниям в мировой экономике, вопросы защиты инвесторов, отсутствие структурных реформ – о чем много лет подряд Украине напоминает Мировой банк. «Структурные реформы – это либеральные мантры, которые трудноосуществимы, и обычно проводятся благодаря внешней поддержке», – говорит экс-советник министра экономики Сергей Яременко.

Также, в меморандуме отмечаются неопределенность, связанная с судебной системой, риски ликвидности, и чувствительность банковской системы. Например, вероятный рост невозвратов по кредитам и вопросы капитализации банков. Другой негативный фактор – волатильность украинской национальной валюты. По состоянию на 31 декабря 2013 года 57,9% внешнего и внутреннего долга Украины были номинированы в иностранной валюте. По данными Министерства финансов, на 31 декабря 2013 года порядка 44% государственных займов Украины приходилась на доллары, 3,4% – на евро, 9,1% – на SDR. Аналитики «ВТБ Капитал» отмечают, что любая попытка реструктуризировать или рефинансировать внешние займы может столкнуться с затруднениями, в том числе, из-за большого количества держателей.

В государственном бюджете на 2014 год заложен рост ВВП в размере 3%. Хотя не все эксперты разделяют подобные прогнозы, например, экс-заместитель главы Национального банка Украины Александр Савченко прогнозирует, что реальный рост ВВП по 2014 году может составить менее 0,5%. «Лаг между политическими явлениями и их результатами составляет 2-3 месяца. Результаты политического конфликта мы заметим в первом квартале 2014 года. В первую очередь, конфликт влияет на финансовые ресурсы – отток прямых иностранных инвестиций, вывод оборотных средств за рубеж, задерживание валютной выручки», – рассказывает Савченко.

По прогнозам Мирового банка, рост ВВП в 2014 году составит 2%. «Экономическое чудо не оправдалось. ВВП Украины на душу населения сохраняется на уровне ниже 1989 года, и составляет 10% от среднего показателя по ЕС после двадцати лет переходного периода» – отмечается в отчете Мирового банка «Украина: возможности и вызовы для развития частного сектора». Несмотря на аналогичные исходные данные, уровень доходов в Польше и Украине расходится почти в 4 раза – не в пользу Украины. «Разрыв в доходах между Украиной и государствами-сверстниками – Польшей, Румынией, Россией и Беларусью – в ближайшее время сохранится», – прогнозируют в Мировом банке.

В проспекте эмиссии, фактически единственным пользователем которого выступил российский стабилизационный фонд «Национальное Благосостояние», также отмечается угроза неспособности правительства Украины поддерживать политический консенсус. Протесты и реакция власти на них может отобразиться на всей экономике. В случае продолжения политической нестабильности, у страны и бизнеса возникнет проблема с доступом к международным рынкам капитала. Также, это отобразится на стабильности гривны, а, следовательно, на способности Украины выполнить обязательства по облигациям. В том числе, среди политических факторов упомянуты внутрифракционные и межфракционные споры, риски судебных споров между президентом, правительством, оппозицией и парламентом.

«Невозможно, чтобы политики не договорились. Говоря о платежеспособности Украины, нужно для начала урегулировать политический кризис. Остальные же риски, за исключением нескольких, характерны для любой европейской страны. К украинским рискам я отнес бы политический, который может, как следствие, вызвать курсовой риск, и бюджетный риск. Все остальное завязано на состояние мировой экономики и не является особенностями Украины», – считает Яременко.

Также, политические риски упомянуты среди основных причин, по которым агентство Moody’s понизило суверенный рейтинг Украины до отметки «Caa2». К другим неблагоприятным факторам аналитики агентства отнесли рост спроса на иностранную валюту среди населения и кризис внешней ликвидности.

Напомним, что Украина договорилась с Россией о получении кредита в размере $15 млрд. Деньги должны размещаться в ценных бумагах. Первый транш – $3 млрд – подписан 27 декабря 2013 года. Выплаты по нему должны пройти 20 декабря 2015 года. Кроме того, Украина должна будет выплатить по обязательствам перед МВФ в 2015 году порядка $1,5 млрд. Только в январе текущего года украинское правительство уже перечислило МВФ более $620 млн, а в феврале страна должна выплатить порядка $360 млн по обязательствам перед фондом. Сообщает Форбс