Пути \»демонтажа\» режима Януковича

4 года назад Аналитика

\"\"

Президент Янукович от разговоров о готовности провести переговоры с оппозицией для поиска выхода из политического кризиса, похоже, готов перейти к делу.

Такой вывод можно сделать не из-за того, что он пригласил всех за общенациональный круглый стол. А из того, что власть начала возвращать себе привычное для нее положение: ведущего игрока на политическом поле, навязывающего всем остальным участникам выгодные ей правила игры и повестку дня.

Неотъемлемый атрибут этого положения – раздача «кнутов и пряников» – был продемонстрирован ею еще до визита в Россию и подписанием там серьезнейших экономических соглашений. 11 декабря самым сильным «кнутом», продемонстрированным властью, стала не доведенная до конца силовая зачистка Евромайдана. А «пряником» — освобождение одного за одним задержанных активистов Евромайдана, всего были освобождены восемь их девяти задержанных. Ведь пообещал же, мол, президент на всю страну во время общения с тремя экс-президентами, вопрос этот решить – вот и решил.

С помощью этих и других «кнутов» в виде обысков в офисе «Батькивщины», вызовов лидеров и активистов оппозиции в Генпрокуратуру, подготовки представления в ВР о лишении 11 лидеров оппозиции депутатской неприкосновенности и т.д. власть начала формировать свои исходные позиции перед предстоящими переговорами с оппозицией.

К началу реального диалога (появление лидеров оппозиции на круглом столе у Кравчука 13 декабря – еще не начало полноценного диалога власти и оппозиции) власть хочет подойти с сильной позицией. Хотя после начала евроакций в их массовой форме 24 ноября и особенно после разгона евромайдана 30-го и занимала нетрадиционную для себя позицию ведомого. Главные вопросы повестки дня задавал Евромайдан и примкнувшие к нему лидеры оппозиции. Все уверения комментаторов разного рода от власти о том, что «вот постоят еще чуть-чуть – да и разойдутся» убедительностью не отличались. Но критического удара по позициям власти нанесено не было, и понемногу команда Януковича оправилась от потрясения.

Переломным моментом в ходе кризиса стал «недоразгон» Евромайдана 11 декабря. Наглядная демонстрация того, что команда Януковича «вышла из анабиоза» произошла через 10 дней после нереального по силе и потенциалу общественного взрыва 1 декабря. Этот взрыв последовал как искренняя и мощная реакция общества на кровавый разгон мирного митинга сторонников ассоциации с ЕС. Сумей оппозиционеры использовать эту энергию просто нереальной силы для того, чтобы взять власть в стране – ситуация на 11 декабря в стране была бы кардинально другой. Но прошедшие 10 дней не перевернули ни мир, ни отечественную политику. За это время власть пришла в себя.

И, скорее всего, смогла бы довести процесс ночной «зачистки» Евромайдана до конца. Нисколько не преуменьшая мужества и решительности защитников Евромайдана – они были на высочайшем уровне, – все же нужно признать: поставь власть перед собой цель «подчистую» снести лагерь своих противников в центре Киева, спецназ бы не остановился на полпути. Но о множестве минусов силового разгона Майдана руководство Украины было осведомлено не хуже своих оппонентов. Поэтому и не пошла тогда до конца.

Украина – не Польша

Теперь на повестке дня вместо лобового противостояния «Евромайдан-власть» с не ясными перспективами и множеством потенциальных опасностей новая тема — общенациональный круглый стол. К его началу стороны, и в первую очередь, Януковича, подталкивает то, что окончившийся политический кризис перейдет в кризис экономический. Который уже вовсю «стучит в дверь». Подписанные в Москве соглашения, конечно, облегчат положение и отечественной экономики, и режима Януковича. Но панацеей они точно не станут – слишком далеко зашел системный кризис в стране.

Широкий круглый стол – это формат, который способен вывести ситуацию в стране из тупика, стать «точкой евроотсчета» для Украины. Но лишь при условии готовности всех сторон 1) откровенно и компетентно обсуждать суть возникших перед страной и обществом задач; 2)обсуждать эти задачи на наивысшем уровне договаривающихся сторон; 3) всем сторонам диалога выполнять достигнутые на круглом столе решения. Так это было в Польше, когда там в 1989 году за два месяца удалось найти, а затем реализовать решения, которые полностью изменили общественно-политическую и экономическую жизнь в стране.

Украина не имеет такого опыта. Не говоря уже о недавнем «круглом столе четырех президентов» и паре собраний единомышленников у президента Кравчука после него, подобные мероприятия в переломные моменты истории Украины не задавали реально прорывной повестки дня жизни страны. Так, два т.н. Всенациональных круглых стола Ющенко-Януковича в 2006 году завершились чисто политическими договоренностями о прекращении преследований партийных функционеров «регионалов» и внесении кандидатуры Януковича на пост премьера. Никаких глубинных реформ в экономической и общественно-политической жизни эти мероприятия обществу не предложили.

В этот раз шансы провести действительно общенациональный круглый стол и принять на нем стратегические решения по дальнейшему развитию страны несравнимо выше. Но они тоже могут быть не реализованы. Поскольку, во-первых, оппозиция подходит к диалогу без четкого и системного Плана развития страны. Подготовленного в интересах не той или иной политической группы, а общества в целом. «На коленке», за пару дней такие планы не пишутся. Такой документ еще весной обещал до конца года предоставить Юрий Луценко, но также ничего не предъявил. Хотя и заявлял очень правильные вещи: опять менять лишь персоналии, не меняя самих принципов функционирования политической, экономической и общественных сфер – это путь в никуда. Отсюда вопрос: куда страну на этом круглом столе предложит повести оппозиция, если в никуда во главе с Ющенко мы уже один раз сходили?

Во-вторых, нет гарантии того, что интересы общества, которое и стало движущей силой перемен в жизни страны, будут достойно представлены на этом мероприятии. Несмотря на множественные обещания о готовности эти интересы учесть.

Политики с обеих сторон уже показали конкретными делами, что их заботят в первую очередь посты в правительстве, а не глубокие реформы в политической и экономической сферах. Несмотря на то, что на словах необходимость таких реформ они признают. Со стороны оппозиционных политиков ближе всего к необходимости учесть интересы общества при выработке стратегии развития страны подошел тот же Юрий Луценко. Но и он – политический деятель. Его коллеги из «реестровой оппозиции» вместо того, чтобы просить у Евромайдана одобрения совместно разработанного подробного плана реформирования страны куда больше были озабочены тем, чтобы получить от собравшихся подтверждение своих полномочий как главных переговорщиков с властью. А с чем содержательным, помимо этого мандата доверия от Евромайдана, они явились в минувшую пятницу на переговоры с властью оппозиционные лидеры, выступающие за демонтаж режима Януковича? На этот вопрос ответа общество так и не получило.

Еще один вопрос: какие есть гарантии того, что на принятие решений на круглом столе смогут существенно влиять общественные лидеры новой волны, которые не претендуют на какие-либо политические дивиденды (в отличие от лидеров многих общественных организаций, «отметившихся» на Евромайдане) – Святослав Вакарчук, Руслана Лыжичко и другие?

Что касается власти, то она этот круглый стол как таковой будет использовать как площадку для максимального сохранения и как способ дополнительной легитимации устраивающего ее положения вещей. Ждать от Януковича содержательных предложений по демонтажу режима Януковича? Это даже не оксюморон и не шизофрения. Поэтому оппозиция и не ждет. Но и своих наработок обществу до сих пор не предъявила.

Страна с 21 ноября кардинально изменилась. Будущий круглый стол станет очень удобной возможностью оценить – насколько изменились политики. Пока же результаты SWOT-анализа позиций сторон оставляют много главных вопросов на этот счет открытыми. Но, как говорил инициатор предыдущего «круглого стола» (именно так, в кавычках) с Януковичем – «маємо те, що маємо».

Как представляется, в повестку дня общенационального круглого стола обязательно должны быть включены 10 таких вопросов:

1. Наказание заказчиков, а не исполнителей разгона Евромайдана 30 ноября.
2. Отставка Кабинета Азарова и формирование нового правительства.
3. Сроки и условия подписания ассоциации с ЕС.
4. Гарантии неподписания договора о присоединении к Таможенному союзу.
5. Обнародование всех договоренностей Януковича с Путиным, достигнутых за последние два месяца.
6. Механизмы, позволяющие избежать дефолта.
7. Механизмы повышения активности субъектов экономической деятельности.
8. Гарантии соблюдения основных демократических прав и свобод украинцев.
9. Досрочные президентские и парламентские выборы.
10. Переход к парламентско-президентской форме устройства.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования «Диалог»

Загрузка…

📰 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

⚡ ТОЛЬКО ВАЖНЫЕ

Жми «Нравится 👍🏻» - читайте нас в Facebook!

Спасибо, Я уже с вами! 😉